ЭКОЛОГИЯ |
|
---|---|
Клуб "Экология и здоровье"Самореализация и здоровье человека
17 декабря прошло очередное занятие клуба «Экология и здоровье». Перед собравшимися выступил врач-психотерапевт Юрий Кашулин с лекцией-тренингом «Самореализация и здоровье человека». Здоровье – это результат целостной самореализации человека во всех сферах жизни. Какие же это сферы, в которых проявляется многогранная природа человека? И какие возрастные закономерности развития и социальной реализации существуют в нашей жизни? Для ответа на эти вопросы сначала обратимся к устроению человека и перечислим сферы жизни, в которых проявляется разная природа человека (используем для этого концепцию, разработанную Международной Научной Школой Универсологии, В.А.Поляков). Начнём с простого – материальной, телесной природы человека. Это состояние нашего организма, здоровье нашего тела, наши физические потребности - в питании, движении, дыхании, сне, поддержании комфортных температурных условий окружающей среды. Далее – эмоциональная природа человека. Это наше настроение, чувства, переживания, связанные с тем, насколько гармонично складывается наше общение с близкими людьми, прежде всего в семье, умеем ли мы отдыхать, радоваться жизни… Третья сфера – наша мыслительная природа, проявляющаяся в умении организовать наше время, дела, наши интересы, работу, учёбу. Это и наши знания, навыки, накопленный личный профессиональный опыт, наше индивидуальное саморазвитие. Четвёртая сфера – наши взаимоотношения с людьми в окружающем мире, строящиеся на взаимообмене и взаимодаровании. Это наша способность любить, отдавать в мир то полезное людям благо, которым мы одарены в наших талантах, способностях, знаниях и приобретенном опыте. Пятая сфера жизни – наша коллективная деятельность, развивающая в человеке коллективное самосознание, культуру сотворчества и соуправления. Это лидерская, управленческая реализация человека в среде (профессиональной, дружеской, родственной и т.д.), в которой человек общается, развивается, реализуя свои интересы. Шестая сфера жизни – это общественная деятельность, взаимоотношения человека с обществом на основе принимаемых сообща законов, норм и правил жизни. Это общественное самосознание человека , наши традиции и культура, призванные сохранять и воплощать главные жизненные ценности, утверждать законы взаимоотношений в обществе. Это вообще жизненная мудрость как накопленные опыт и знания, помогающие жить в гармонии и согласии с окружающим миром. И наконец, седьмая сфера жизни – наше мировоззрение, духовные познания, развивающие духовное самосознание человека. Постаравшись охватить всю целостность проявлений человека, мы можем теперь учесть и возрастной фактор, проследив закономерности развития человека в разные периоды жизни (используем и сейчас концепцию В.А.Полякова). А это в свою очередь поможет найти ключи к пониманию того, как реализованность человека «по возрасту» - с учётом его возрастных приоритетов - влияет на здоровье. Итак, мы живём в определённом жизненном ритме, проявляющемся в разных по продолжительности циклах - суточном, недельном, годовом... Но оказывается, есть ещё и семилетние циклы, известные ещё со времён Гиппократа, и кратные им 28-летние циклы. Смена этих «эпох» в жизни отражает ритм развития самосознания человека. Если в первые 28 лет (четыре семилетия жизни) в развитии доминирует индивидуальная природа человека (первые три выше описанные сферы жизни) и проявляется в образе мышления, индивидуальной самореализации, создании своей семьи и т.д., то во вторые 28 лет - с 28 до 56 лет – на фоне накопленного индивидуального профессионального опыта активно развивается коллективное мышление, проявляя коллективно-сознательную природу человека (3-,4-,5-я сферы жизни – см.выше). Поэтому развивающийся кризис после 40 лет может быть связан с «задержкой» развития у человека коллективного самосознания на фоне «несозвучной» данному возрасту излишней индивидуализации - преобладания индивидуальных ценностей и интересов. Приведём ещё один пример - кризис пенсионного возраста, сопровождающийся ростом заболеваемости у людей, вышедших на пенсию? Начало пенсионного возраста приходится на третье 28-летие жизни - с 56 до 84 лет. Это период, когда человек может передавать накопленный жизненный опыт - в профессиональном и духовном наставничестве, в общественной деятельности (см.выше - 5-,6-,7-я сферы жизни). К сожалению, люди, выходя на пенсию, часто снижают социальную, творческую активность, ограничивая себя ролью пассивных наблюдателей общественной жизни. В сознании при этом формируется зависимость от государства, критичное отношение к происходящему в мире, появляются условия для развития депрессивных состояний. В этом могут скрываться важнейшие причины социальной дезадаптации людей старшего поколения. В организме же человека начинают проявляться те же закономерности и тенденции, что и в жизни в целом: запустевает, атрофируется опорно-двигательная система, отвечающая за движение; организм постепенно, с годами теряет воду как основу обменных реакций - замедляется обмен веществ подобно снижению уровня взаимообмена человека с окружающим миром и т.д. Отсюда можно сделать вывод, что людям старшего поколения с выходом на пенсию важно сохранять активность - передавать накопленный жизненный опыт, расширять круг общения, регулярно совершать поездки, выбирать каналы и передачи в СМИ, несущие полезную для жизни и развития информацию. И конечно же, в этом возрасте важна духовная жизнь, укрепляющая веру человека в свои силы, будущее своего рода и всей страны. На рассмотренных примерах мы убеждаемся, что здоровье во многом зависит от творческой реализованности человека в конкретный период жизни. Но тогда и возникшая болезнь может быть помощником человеку в осознании его жизненных приоритетов, поиске пути дальнейшего развития. В подтверждение этого даже слово «БОЛеЗНь» мы можем побуквенно перевести как «БОЛь, ведущая к ЗНанию». |
|